Богоявление в католической церкви

Богоявление в католической церкви

Богоявление в католической церкви

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и отмечался вместе с Рождеством.

Изначально праздник был посвящен воспоминанию трех евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, а также Крещения Христа в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января.

В V-VI веках в Церкви появилась традиция отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание о пришествии трех волхвов и Крещении Господнем. В средние века в православии праздник именовался также Теофания (греческий эквивалент слова "Богоявление"), а в католицизме - Manifestatio (Явление). Дальнейшая эволюция смысла праздника шла в православии и католицизме разными путями.

В православии праздник Богоявления все более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями. В настоящее время в православии Богоявление и Крещение – разные названия одного праздника.

В католицизме, напротив, праздник Богоявления все более связывался с евангельскими событиями после Рождества. В результате праздник Крещения в латинском обряде полностью отделился от праздника Богоявления и отмечается в следующее воскресенье за Богоявлением.

Центральным содержанием Богоявления у католиков является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Праздник Богоявления получил также название Festum magorum ("Праздник волхвов"), или Festum regum ("Праздник царей").

В память о Богоявлении язычникам в католических храмах в этот день совершается торжественная служба, во время которой приносятся жертвоприношения Христу: как царю – золото, как богу - ладан, как человеку - мирра. После чтения Евангелия провозглашаются даты подвижных католических праздников.

Также в храмах в праздник Богоявления освящают мел, которым потом пишут на дверях церквей и домов латинские буквы "C.М.В.", что иногда интерпретируют как первые буквы имен трех волхвов - Каспара, Мельхиора и Бальтазара; а иногда как первые буквы латинской фразы "Christus mausionem benedicat", что означает "Да благословит Христос этот дом". Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - "эпифанские огни", освещающие "путь волхвов".

В Испании, например, как и во многих других испаноязычных странах именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая дети получают подарки. Считается, что их разносят волхвы (по-испански los reyes magos – короли-маги). В старину на этот праздник было принято рядиться в трех волхвов или королей и ходить по домам. Таких ряженых было принято хорошо угощать. Эта традиция сохраняется и до сих пор. С песнями и стихами о трех волхвах-королях, рождении Христа, а также с пожеланиями здоровья хозяевам по домам ходят специально наряженные люди. Одевшись в длинные белые рубахи и с коронами на голове, дети изображают трех королей. Их обязательно надо угостить сладостями и дать денег. Тогда они нарисуют освященным мелом на двери дома три латинские буквы.

В Италии в обходах молодежи участвует фея Бефана (искаженное от Эпифании), одаривающая подарками детей.

В Германии особое значение этот праздник имеет в землях Баварии, Баден‑Вюртемберга и Саксонии‑Ангальт. Эпифания празднуется не только в Германии, но и в некоторых швейцарских городах (Цюрихе, Берне, Лозанне, Гларусе, Цуге и др.).

В Чехии в Праздник трех королей принято заниматься благотворительностью. Группы детей в костюмах трех королей, пришедших поклониться новорожденному Иисусу, сопровождаемые взрослыми, обходят чешские дома, поют рождественские колядки и собирают средства в помощь нуждающимся. Впервые сбор пожертвований "Трех королей" был организован в моравском городе Оломоуц, а с 2001 года сбор пожертвований в первые дни января стал традиционным по всей республике.

В Эстонии День трех королей является национальной датой. В этот день обязательным является вывешивание государственного флага-триколора.

В этот день в последний раз зажигают елку, так как он завершает цикл рождественских праздников. Считают, что день после Дня трех королей прибавился, а ночь отступила.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Богоявление в католической церкви" в других словарях:

  • Праздник Крещения Господня в Католической церкви — В 2011 г. праздник Крещения Господня в Католической церкви пришелся на 9 января. В этот день, следуя традиции, инициированной Иоанном Павлом II, Папа Бенедикт XVI окрестил в Сикстинской Капелле (Часовне) Ватикана 21 младенца детей сотрудников… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Праздники римско-католической церкви —    Вершиной литургического года в катол. церкви является Священное Пасхальное Триденствие (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию к рого представляет Святая Ночь Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места …   Религии народов современной России

  • Богоявление — я; ср. Одно из названий христианского праздника Крещения Господня. ● Во время крещения Иисуса Бог сошёл с небес в виде голубя, что укрепило присутствующих в вере в божественную суть Иисуса Христа. * * * Богоявление см. Крещение Господне. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • БОГОЯВЛЕНИЕ — (греч. epiphaneia), в Римско католической церкви именуемое также днем светов , праздником трех царей и двенадцатым днем , один из великих христианских праздников (6 января), посвященный явлению родившегося Христа народам . Канун Богоявления… …   Энциклопедия Кольера

  • Праздники Евангелическолютеранской церкви —    Праздничный календарь Евангелическо лютеранской церкви, края генетически наиболее непосредственно связана с римско катол. церковью, в своих осн. моментах близок или совпадает с календарем церк. праздников последней (см. Праздники римско… …   Религии народов современной России

  • Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также …   Википедия

  • ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ — церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным… …   Энциклопедический словарь

  • Крещение Господне — «Крещение Господне» (икона, XVI век) Тип религиозный праздник …   Википедия

  • ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД — литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока, Халдейской католической Церкви, Сиро Малабарской католической Церкви. Др. названия этой традиции персид., несторианская, ассир., ассиро халдейская, месопотамская, хотя… …   Православная энциклопедия

  • ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ — дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа, реликвиям, знамениям и чудесам, связанным с Ним. В широком смысле Г. п. это дни, в к рые по тем или иным причинам особенно прославляется… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»